Село Шерагул образовалось в 1750 году (по другим данным — в 1747 году). Буряты были коренным населением. Кругом была тайга непроходимая, водились разные звери. Название Шарагол происходит от бурятских слов «шара» — желтый, «гол» — река, долина, падь; «желтая падь», «желтое озеро». Здесь имеются обнажения песчаников желтоватого цвета. Встречается неправильная транскрипция: Шерагуль, Шерагул, Шарагул. Правильная — Шарагол.
В XVII веке начали заселение русские. Они стали расчищать земли и строить заимки: Казаково, Перфилово, Афанасьево. Заимки получали названия по именам первых русских землепроходцев. Располагались они обычно в 5 — 20 км от села. Туда выезжали в основном летом для сельхозработ. Жителями были в основном пришлые крестьяне, казаки, крепостные. До наших мест добирались, спасаясь от царской расправы, участники восстаний С. Разина, Е. Пугачева.
Переселенцы приходили партиями. Обживали места, приглашали родичей. Первая партия пришла на Уталай. Это семьи Шевцовых, Куц, Донцовых, Кузьменковых, Ольховых, Фадеенко, создавшие свою родовую общину. Затем перебрались в Шерагул. Объединялись в общины, жили землей и тайгой. Наше поселение заполнялось людьми православной веры. Люди селились поближе к реке.
Река Шерагулка тогда была глубокая и большая. У ее истока жил монах — отшельник. Он вырезал иконы прямо на деревьях. Жил монах в часовенке. Вода там считалась священной. На сельском кладбище когда-то стояла часовня, а затем построили очень высокую церковь при куполах имени Архистратига Михаила. На территории церкви был семейный склеп, аккуратными рядами лежали могильные плиты. Как по всей стране, так и у нас в 1936 году церковь разорили, сняли купола, загрузили церковное имущество на машины и вывезли. Затем в этом здании открыли клуб. Сейчас на этом месте находится участковая больница.
До постройки Московского тракта связи с центральной Россией были слабые. Они осуществлялись по рекам. Затем проложили тракт.
По центральной улице села проходит Московский тракт, по которому шли на каторгу декабристы и ссыльные. Один из пересыльных пунктов того времени находился в Шерагуле. Там иногда по несколько дней арестованные декабристы ждали дальнейшей своей участи. Это здание сохранилось и до наших дней. В нем была расположена художественная школа. Из ссыльных в с. Шерагуле остались Васильев Иван, Лыткин Захар, Прибытков Михаил Иванович.
В XIX веке состоялась закладка железной дороги. Тулунчане встретили первый поезд 1 декабря 1897 года. В 1898 году был построен участок дороги от Тулуна до Иркутска. После постройки железной дороги приехал царь и раздавал деньги.
Когда царское правительство установило почтовый перегон — станцию, то находящиеся на госслужбе поселяне получили разрешение на занятие ремеслом, что решило их хозяйственные проблемы. В связи с этим поселение расширилось. Появились десятки ремесел. Мастера были отменные, изделия вывозились за пределы села. Зажиточные поселяне стали развивать свои дела. В селе появились свои купцы, они строили лавки. В селе и по сей день стоят несколько купеческих домов — это здание музыкальной школы, продуктового магазина (№ 1), библиотеки.
Самым зажиточным был хозяин Лапшин. Он держал гостиницу, имел заимку, маслобойку, паровую мельницу, большое количество скота, птицы, за хозяйством ухаживали нанятые работники. Его усадьба стояла на том месте, где сейчас находится почта.
До революции в доме Н.П. Говориной жил купец Бархатов, который завез в Шерагул помидоры и торговал. А после 1917 года эмигрировал за границу.
На горе, в ельнике, стоял кирпичный сарай. Там жили купцы по фамилии Кирпичниковы.
Шерагул славился мельницами. До революции здесь было 4 мельницы. 2 стояли на реке Шерагулке — Валтусова и Кузнецова, 2 — на реке Азейке -Решетникова и Ефима Яковлева…