950 лет назад князь Андрей Боголюбский учредил празднование трех великих Спасов — Медового, Яблочного и Орехового. С тех пор каждый год православные отмечают эти праздники. Три этих больших православных праздника, возникших у славян во славу Спасителя и одновременно чествующих щедрость природы, одарившей живущих богатым урожаем меда, яблок и орехов, выпадают на самый яркий и теплый месяц лета – август, за которым следует первый месяц осени.
В настоящее время августовские Спасы не утратили своей значимости. Как и много веков назад, 14 и 19 августа верующие спешат на рассвете в храм, чтобы освятить мёд и свежие фрукты. Традиционно в эти дни едят мёд, выпекаются пресные яблочные пироги и раздариваются ангельски чистым созданиям — детям, а также близким, знакомым, дорогим сердцу людям и нуждающимся.

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название. Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь — освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки — медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом. Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый — в этот день начинали собирать созревший мак.

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса. Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости. Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов — обязательно запекут их.
А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там — весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.
Что касается народных обрядов, то Яблочный спас не обходится без шумных игр и веселья на природе.

К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо — второе название праздника «Спас на полотне».
Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

В сельской местности, всё ещё принято собираться вместе для танцев и песен, которые издавна использовались славянами для задабривания сил земли и выражения им своей благодарности. Праздник, сочетающий в себе чистоту православной веры и мистический смысл язычества, настолько тесно переплелся с реальностью современной жизни, что без него уже невозможно представить прощание с летом. Неудивительно, потому что верующие поздравляют друг друга, одаривая красочными открытками, угощая свежеиспечёнными пирогами и орехами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *