Обзор книги
«Г.С. Виноградов Детский народный календарь»

Добрый день, дорогие наши читатели! Сегодня вашему вниманию я хочу представить новую книгу, которая появилась в нашей библиотеке в декабре прошлого года.
Книга является проектом, ставшим продолжением исследовательского проекта «Детский народный календарь. Экскурс в вековую историю культурного наследия моей малой Родины», посвящённого «Году культурного наследия народов Российской федерации». Проект стал победителем муниципального конкурса исследовательских работ среди обучающихся начального общего образования и двух научно- практических конференций в г. Тулуне в 2022 году: ХV зональная научно-практическая конференция «За страницами учебника» и муниципальная научно –практическая конференция «Шаги в науку». Автор: Сингилёва Татьяна, ученица 4 класса.
Автор проекта по созданию книги и её редактор: Сингилёва Елизавета, ученица 9 класса. Руководитель и наставник проекта по созданию книги: Е.В. Иваненко, учитель обществознания МБОУ СОШ №1 г. Тулуна.
Текст напечатан по книге «Детский народный календарь» Георгия Семёновича Виноградова, нашего выдающегося земляка, чьё имя, как вы знаете, носит наша библиотека.
Книга щедро оформлена иллюстрациями, созданными художницей Маргаритой Михайловной Бажановой.
Текст «Детского народного календаря» был издан ещё в 1924 году Восточно-Сибирским отделом Русского Географического Общества в г. Иркутск.
О «неведомой стране детства» Виноградов писал: «Неведомую страну» населяет недолговечное племя, каждый представитель которого живёт 12-14 лет. Оно имеет свой жизненный уклад, свою общественность, определённый круг знаний, довольно своеобразный язык, своё искусство.»
Исследования Георгия Семёновича много значили для развития в Сибири такого направления, как детская этнография. Начало, положенное Виноградовым, спустя 100 лет имеет подлинную ценность для нас, живущих в 21 веке, ибо связывает невидимой «нитью истории» детское прошлое и настоящее и будет интересно не только детям нашего столетия, но и детям из далёкого будущего!
Изучая детский фольклор, Георгий Виноградов собрал много игровых прелюдий: считалки, молчанки, голосянки, дразнилки, жеребьёвки, детские игры, детскую сатирическую лирику и другие.
Детский быт в прошлом столетии не только резко отличается от детского быта современных детей, но и имеет самобытные черты. Детская жизнь была резко обособлена от жизни взрослых.
На вопросы о культурном наследии, дошедшем до нас из прошлого, можно порассуждать и ответить, прочитав «Детский народный календарь», основанный на материалах, собранных в сёлах и деревнях Тулунского уезда Иркутской губернии. Именно так, 100 лет назад, назывались наш город и регион.
Детский народный календарь посвящён 4 временам года: зиме, весне, лету, осени. Начинается с зимних месяцев, они представлены в традиционных развлечениях и забавах у крестьянских детей. В декабре собираются у кого-нибудь в избе, зимовье или бане, разучивают колядки, играют. С наступлением праздника бегут «христославить». В новый год бегают по избам, «подсевают»: сею – вею, подсеваю, с новым годом поздравляю!
Предвестницей весны можно считать «Маслёнку». В общем веселье принимают участие и дети.
Весной другие забавы: пускают кораблики, ходят за вербой в церковь, готовятся к пасхе. Пасха – особенный праздник, торжественный. В мае приходит черёд другим забавам. Много времени проводят на природе, в лесу, поле, играя в свои игры, но никогда не перестают выполнять различные домашние работы и поручения «больших».
Лето – особая пора в жизни крестьянских детей. Появляется рыбалка, иногда с ночёвкой. Рыбалка часто совмещается с пастьбой коров и коней. Любимым занятием ребят в это время считаются бега. Что это за игра, рассказывать не буду – узнаете, прочитав книгу. Когда поспевают ягоды, целые дни проводят в лесу, собирая их. Конечно, охотно купаются в реке, озере. Кроме игр-импровизаций много других игр: в городки, в бабки, в лапту. В августе начинается жатва, ребятня помогают, чем могут, не забывая при этом про свои забавы.
Осенью завершается годовой цикл крестьянской детской самобытности. Идёт молотьба. Многие идут в школу. Осенью жизнь ребят становиться менее насыщенной. Погода сырая и дождливая. Девочки больше времени проводят дома, иногда устраивают своеобразные концерты.
То, что по крупицам собрал Георгий Семёнович, дорого и бесценно, является показателем для современных детей того, как можно жить без зависти и корысти, учит почтенному отношению к старшим, труду, подаёт пример, как жить в единении с природой.
Книга интересная, рекомендуем прочитать её вместе с детьми, обсудить, вспомнить игры своего детства, поиграть в игры, которые знают ваши дети. В общем, скучно вам точно не будет!