Библиографический рекомендательный обзор о жизни и творчестве А. В. Вампилова

                                               «Талантливо — это когда так,
как не должно быть, но когда это здорово…»

А.В. Вампилов

В 2018 году исполняется 81 год со дня рождения известного выдающегося драматурга, нашего земляка Александра Валентиновича Вампилова. Рожденный ровно через столетие после А.С. Пушкина и, кстати, названный вв егочесть Александром, Вампилов, несомненно, знал полные жизнелюбия строки гения: «Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись! В день уныния смирись: день веселья, верь, настанет…»
Все, кто знал А. Вампилова близко, подтвердят: он был человеком веселого общительного нрава. Его невозможно представить в компании без шутки, без театральной байки, без легкого усмешливого лицедейства.
Этот «солнечный» мальчик родился 19 августа 1937 года в селе Кутулик Аларского района Иркутской области в учительской семье. Отец Александра Вампилова Валентин Никитич был человеком крепкого телосложения, энергичный и жизнерадостный. Когда жена его Анастасия Прокопьевна лежала в роддоме в г. Черемхово, он написал ей о своем предчувствии: «Вероятно, будет разбойник – сын… Лишь бы был здоровый – мог бы чувствовать всю соль жизни под солнцем». Сам Валентин Никитич «соль жизни» чувствовал всем своим существом.
В книге Андрея Румянцева «Вампилов» (серии ЖЗЛ) повествуется о том, как два представителя замечательных семей – бурятской Вампиловых и русской Копыловых, соединившись, произвели на свет гения современной драматургии. Жаль, что Саша не знал своего отца, это был человек – вселенная, выдающаяся личность, учитель от бога, добрейший человек.
Но времена были тяжелые. В январе 1938 года по доносу его арестовали и расстреляли в г. Иркутске. Так Саша, а также братья и сестра остались без отца.
Полный свод материалов о жизни и творчестве всемирно известного драматурга вы сможете найти в книге «Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба». Так же в ней приведены сведения обо всех произведениях и персонажах писателя. Дается анализ прижизненных спектаклей, рассмотрена судьба творческого наследия на русской и зарубежной сцене и в кинематографе. Книга предназначена для студентов, учителей, школьников старших классов, адресована всем, кого интересует неповторимый художественный мир А. Вампилова и дорого его имя. Она является первой попыткой создания своеобразного «путеводителя» по творчеству драматурга.
В книге «Столь долгое детство…»: ранние и школьные годы Александра Вампилова, выпущенной к 70-летию со дня рождения драматурга, собраны воспоминания мамы, сестры, учителей, одноклассников, друзей, а также письма и дневниковые записи самого Александра Вампилова.
Мама Анастасия Прокопьевна вспоминает: «В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры. Рос любознательным, с раннего детства любил книги. С нами жила бабушка, моя мама, на руках которой с ранних лет рос Саша. Она, как и всех детей, нежно его любила. Бабушка умерла в 92 года, за три с половиной года до гибели Саши. Он ее тоже любил. Много сказок и былей слышал от нее, много книг она ему прочитала. Сам всегда много читал. Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, увлекался Есениным, в детстве А. Гайдар был любимым писателем. Знали, что немного писал стихи в школе, но никогда мы их не видели. Саша как-то увлекался многим: музыкой, спортом, участвовал в драмкружке. Он как будто спешил все ухватить, торопился… Участвовал в турпоходах, то на велосипедах, то на лодках. Любил природу, животных. Любовь к путешествиям сохранилась на всю его короткую жизнь. Саша хорошо играл на гитаре, пел. Гитара у него была фамильная — прадедушкина. Любил классическую музыку, особенно Бетховена, Моцарта, Чайковского. В школьные годы — бессменный член школьной редколлегии, он хорошо рисовал. С первых курсов университета Саша стал писать рассказы, читал их мне. И когда он сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли это ему. Саша сказал: «Ты, мама, не веришь в меня». На это я ответила: «Матери всегда должны быть строги к своим детям и к их способностям должны относиться критически». И незадолго до гибели Саша сказал мне: «А ты ведь, мама, не верила в меня…», подарив мне пьесу «Старший сын», изданную в Москве, Саша написал на ней: «Дорогой маме от младшего сына».
В 1954 году А. Вампилов окончил кутуликскую десятилетку и отправился держать вступительные экзамены на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Не выдержал экзамена по немецкому языку. В 1955 году снова сдает экзамены в университет и поступает на историко-филологический факультет. Его университетским педагогом была известный литературный критик, кандидат филологических наук, профессор Иркутского университета Н.С. Тендитник, которая в 1997 году написала книгу-очерк жизни и творчества Александра Вампилова «Перед лицом правды». Книга привлекает выверенностью и глубиной оценок творчества выдающегося драматурга, малоизвестными фактами его биографии, вызывает доверие к живому заинтересованному рассказу.
За свою короткую жизнь Александр Вампилов создал шесть пьес, меньше известны его рассказы, очерки, статьи, фельетоны. В книге «Плен утиной охоты» автор Е. И. Стрельцова исследует причины того, почему при жизни драматурга пьесы его запрещались к изданию и постановке на сцене, раскрывает трагедию одиночества, непонимания художника, который раньше многих увидел и почувствовал истоки той социально-нравственной коррозии, о чем во всеуслышание мы заговорили сегодня. Из книги Е. Стрельцовой читатель узнает, каким был наш замечательный современник А. Вампилов, так рано ушедший из жизни, о его характере, отношении к родной культуре и русской классике, о героях пьес и проблемах вампиловского театра как целостного художественного мира.
Александр Вампилов создал свой неповторимый театр, его творчество оказало огромное влияние на всю мировую драматургию 70-80х годов, но и в современном мире А. Вампилов остается интересен для человечества, перешагнувшего порог 21 века.
В книге Жартун С.Г. «С именем Александра Вампилова. Фестиваль, театр, город» рассказывается о театральных событиях, происходящих после гибели драматурга, о зародившемся фестивальном движении его имени среди любительских коллективов, Днях Вампилова, посвященных юбилейным датам, о всероссийских фестивалях «Байкальские встречи у Вампилова», что начались в 1997 году и переросли со временем в Международный фестиваль современной драматургии имени Вампилова.
Интересно, как сложилась бы жизнь этого необыкновенно талантливого человека, если бы не трагедия, которая произошла 17 августа 1972 года. Александр Вампилов с писателем Глебом Пакуловым, на даче которого гостил с женой и дочкой, отправился на моторной лодке половить рыбу в Байкале к своему дню рождения. Судно на полном ходу врезалось в бревно, оставшееся в воде после разбитого штормом плота, и перевернулось. Саша поплыл к берегу, но не смог достичь его: не выдержало сердце.
Похоронен Александр Вампилов в Иркутске на Радищевском кладбище.
На берегу Байкала, напротив того места, где он утонул, поставлен обелиск, произошло это в год 55-летия со дня рождения Вампилова, в 1992 году.
В это время в Иркутске гастролировал московский театр-студия «Табакерка» под руководством Олега Табакова, артисты приняли участие в церемонии открытия памятника. Олег Табаков сказал слова благодарности всем иркутянам за память о Вампилове, который прожил жизнь так, что все, что он написал, есть правда, ибо оплачена она жизнью. Как писал Солженицын в классической прозе «Матренин двор»: «Не стоит село без праведника, ни город, ни вся земля наша». Так и будет он стоять здесь и спрашивать нас: «Как живете вы, люди?»
Помимо книг написано множество публикаций в различных журналах, газетах, посвященных памяти А. Вампилова. Так в журнале писателей России «Сибирь» № 2 за 2004 год в рубрике «Воспоминания» есть статья Петра Реутского «Повесть о Вампилове», которую он написал по неоднократной просьбе Анастасии Прокопьевны, матери Вампилова, и его сестры Гали и брата Михаила. В триптихе памяти Александра Вампилова П. Реутский пишет:

Все на свете до поры, до срока,
И никто не знает, где тот срок.
Расплескался широко-широко
Ангары стремительный поток.
И уходит август перезревший.
Как природа-мать ни берегла,
Он сгорел, теплом своим согревши
Эти золотые берега.