(Развитие ребенка: все, что нужно знать родителям от 0 до 18 лет)
Рекомендательный обзор

«Новорожденные везде плачут одинаково.
Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки.
Это результат воспитания.»

Сунь Цзы.

Влияние семьи на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно слабеет, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию.
Из семьи выходят члены общества, какова семья – таково общество.

Об этом в книге:
Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / О.Л. Зверева [ и др.]. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 256 с. – (Учебное пособие).

Это учебное пособие поможет не только родителям, но и всем кто занимается или будет заниматься семейным воспитанием

Ребенок подрастает и уже не ограничивается только семейным окружением.
К двум годам в его жизни наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.
ДОУ – один из важнейших институтов социализации. Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Об этом пособие:
Иванова, Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ» — 6).

А что нужно сделать, чтобы ничего не мешало развитию ребенка. Какой найти способ? Он есть!
Это Монтессори – система, она предоставляет ребенку свободу выбора; ведь дети все разные. Например:
— Позволяет малышу развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его возможностям и способностям.
— Помогает раскрытию потенциала каждого ребенка.
— Помогает педагогу и родителям понять реальные потребности ребенка и определить, в каком «чувствительном» периоде он находится.

Танникова, Е.Б. Монтессори – группы в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста, черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» — (В.А. Сухомлинский) – об этом речь в пособии.

Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

Воспитание детей – это общение, и здесь значение приобретает формирование и развитие речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

И разобраться в этом вопросе вам поможет пособие:
Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. – (Программа развития).

Мы хотим, чтобы речь у нашего ребенка была красивой, правильной, связной. Но как этого достичь? И здесь на помощь должен прийти логопед. Этой важной теме есть целая подборка пособий:

  • Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Логопед в ДОУ).
  • Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : книга для логопеда. 2е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 192 с. – (Логопед в ДОУ).
  • Дошкольная логопедическая служба : из опыта работы / под ред. О.А. Степановой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
  • Дошкольная логопедическая служба. Кн – 2. / под ред. О.А. Степановой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с. – (Логопед в ДОУ).
  • Преодоление заикания у дошкольников : методическое пособие / под ред. Р.Е. Левиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с. – (Логопед в ДОУ).

В процессе работы с детьми специалисты выявляют способности детей к обучению, выявляют особенности каждого ребенка, иногда нужно помочь подкорректировать развитие, направить в нужное русло. Исходя из основных постулатов коррекционной педагогики, можно сделать выводы: коррекция – это полное или частичное исправление или смягчения недостатков развития ребенка с целью соответствия личности ребенка запросам общества, и прежде всего, удовлетворение потребностей самой личности в развитии.

Есть замечательное пособие:
Микляева, Н.В. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду : методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ» — 12).

Но бывают такие ситуации, когда ребенок не может сам справиться со своими эмоциями. Он не знает как себя вести в обществе, становится замкнутым или очень нервным, впадает в депрессивное состояние. Как помочь ему? Чтобы не навредить. Обратимся к книгам:

  • Пасечник, Л.В. Реабилитация депрессивного состояния у детей : учебно – методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Библиотека практического психолога).
  • Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников : методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ» — 11).

А теперь зададимся вопросом. В каком обществе мы хотим жить? Что мы сделали для этого или можем сделать?
Ведь наши дети – это наше будущее. Что сейчас мы вложим в них, то общество и получим в будущем.
Воспитание нового гражданина это совместная работа семьи, дет. учреждений, школы и библиотеки. Только в этом содружестве можно решить задачу – создать единое пространство развитие личности ребенка.

Пособие так и называется:
Пастухов, И.О. Создание единого пространства развития ребенка : Взаимодействие ДОУ и семьи. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 48 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

Дополнительный список методических пособий :
  1. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей : учебно- методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 288 с. – (Учебное пособие).
  2. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / колл. авт. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Картушина, М.Ю. Сценарий оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. – (Вместе с детьми).
  4. Маханева, М.Д. Фигурное плавание в детском саду : методическое пособие / М.Д. Маханева, Г.В. Баранова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
  5. Игры с детьми 3-4 лет / под ред. М.А. Араловой. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»).
  6. Игровое обучение детей 5-7 лет : методические рекомендации / под. ред. Н.В. Ивановой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. – (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ» — 5).
  7. Уланова, Л.С. Первое сентября – день знаний : сценарий школьного праздника. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 32 с. – (Серия «Праздник в школе»).
  8. Давыдова, М.А. Мягкие игрушки своими руками : Рукоделие в начальной школе. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. – (Вместе с детьми).
  9. Товма, В. А. Беседы о знаменитых людях России : 3 – 7 класс. М. : ТЦ Сфера,  2005. – 112 с. – (Дружные ребята).
  10. Петруленков, В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1 – 11 классы. – 2е изд. – М. : ВАКО, 2017. – 112 с. – (Современная школа : управление и воспитание).
  11. Назарова, Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Педагогика будущего сегодня).
  12. Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения : поликультурное воспитание в России и за рубежом : учебное пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2007. – 224 с. – (Учебное пособие).