В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа!
С каждым годом все меньше и меньше остается участников и свидетелей тех страшных событий.
Ведь в то время каждый вел ожесточенную борьбу с врагом: кто воевал на полях сражений, кто в тылу не покладая рук, не жалея сил трудился на благо Родины, приближая Великую Победу.
Нам важно сохранить на века и передать из поколения в поколение память о войне, о трагических событиях и героических поступках наших предков. Ведь для нас важен пример старшего поколения тем, что самопожертвование, мужество, стойкость духа и любовь к Родине стали для многих образом жизни. Помощь была и от союзников, которые отправляли грузы и военную технику, но сейчас мало кто знает историю доставки военных грузов и самолетов через Аляску-Сибирь.
Говоря о Ленд-лизе, мы знаем об арктических конвоях, доставлявших в Мурманск и Архангельск грузы из США и Великобритании. Возможно, кто-то знает о трансиранском маршруте через Басру. И далеко не всем известно еще об одном маршруте, который назывался «АЛСИБ». Сокращенно от «Аляска – Сибирь».

Северная воздушная перегоночная трасса «АЛСИБ» тянулась на 6306 километров от Фербенкса на Аляске (США) через Берингов пролив, Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск и Киренск (Иркутская область) до Красноярска.
Была еще одна Южная трасса: Хабаровск, Комсомольск-на- Амуре, Иркутск, Зима, Тулун, Нижнеудинск, Красноярск. Это были самые опасные, тяжелые и трудные маршруты.
Иркутская земля хранит в себе память о погибших семи экипажах в течение 1942-1944 годов, это 14 человек, о которых рассказано в брошюре:
АЛСИБ – 60. Трасса мужества: книга памяти / Идея А.Т. Ясина; авт., ред. А.В. Петров. – Иркутск: 2003. – 25 с.

Наш тулунский краевед Ю. И. Баландин собрал большой материал по этой теме. Вместе с поисковыми отрядами были найдены места гибели лётчиков на территории Тулунского района. Это село Кокучей, Синяя гора в районе села Умыган, станция Будагово. В этих местах произошли авиакатастрофы, разбиты самолеты, погибли пилоты, только в Крутом Ключе летчикам удалось посадить самолет и сохранить свои жизни.
Баландин, Ю.И. Летели соколы на фронт: авиакатастрофы на территории Тулунского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов / Ю.И. Баландин. – Иркутск: На Чехова, 2016. – 50 с.

И вторая книга Ю.И. Баландина перекликается с этой темой. Его сборник рассказов «АЛСИБ — трасса мужества» вместил в себя не только исследовательские материалы об авиакатастрофах на тулунской земле, но также включены рассказы, воспоминания людей о госпиталях в Тулуне, исчезнувших деревнях земли Тулунской, об истории села Икей, о памятниках и памятных местах в нашем районе, а также материалы под названием «АЛСИБ – трасса мужества».
Баландин, Ю.И. АЛСИБ – трасса мужества: сборник рассказов / Ю.И. Баландин. – Тулун: 2014. – 131 с.

Всего на этой трассе с 1942 по 1945 годы потерпело крушение около 150 самолетов, погибло 119 летчиков. Часть из них вместе с машинами была найдена сразу после аварии, а многих не позволяла установить секретность трассы.
За военный период перегнали по маршруту – 7908 самолетов. Трасса была не только дорогой для поставки военной техники, но по ней перевозили международных пассажиров и почту, было перевезено 506 тонн слюды для нужд авиационной промышленности, 40 тонн ценного металла и многое другое. Трасса была чрезвычайной важности – это тоже был фронт, фронт не менее опасный, чем настоящий огневой рубеж.

«Все, что относится к героизму и стойкости советского народа в годы войны –
на фронте, в тылу, за пределами советской Родины, нам дорого и близко.
Это не может быть предано забвению…»

(Л.И. Зорин)

Уважаемые читатели, откройте эти книги, прочтите. У вас есть такая возможность – узнать подробнее историю своего края.